Глава 8

Представители работников имеют право получать от работодателя информацию по вопросам: реорганизации или ликвидации организации; введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников; профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников; по другим вопросам, предусмотренным настоящим Кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором. Представители работников имеют право также вносить по этим вопросам в органы управления организацией соответствующие предложения и участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении.

Каково участие работников в управлении организацией?

Среди положительных результатов подобной деятельности выделяют:

Экономисты доказали, что практически любой компании необходимо четкое руководство. Исключение составляют лишь некоторые коллективы, которые самоорганизуются и управляются без власти, волей управленческих работников.

Однако таковых лишь единицы.

Таким образом, основными формами участия работников в управлении организацией являются различные советы. Они могут состоять только из представителей трудового коллектива, а могут быть смешанными, когда работники входят в управляющий совет компании.

Стоит сказать, что Российское законодательство по вопросу включения в управление сотрудников находится в стадии разработки.

Развитие законодательства способствует появлению новых форм участия работников в управлении организацией.

Стоит отметить, что передача некоторых полномочий в управлении организацией рядовым работникам мотивирована не всегда.

Такая мера оправдана, если:

  • коллектив фирмы имеет желание работать;
  • большинство сотрудников располагают богатым опытом работы и имеют высокую квалификацию;
  • работники имеют высокий уровень ответственности, они честные и порядочные люди.

Также стоит учитывать коэффициент численности сотрудников.

Целесообразно говорить о включении в руководство работников в крупных и средних фирмах, но никак не мелких.

Участие работников в управлении организацией

Правило № 3.

Руководители среднего звена вовлечены в разработку структур управления. Схемы участия реализуются на разных уровнях организационной структуры.

  • Уровень структурного подразделения и всей компании . Сотрудники выступают в качестве представителей коллектива.
  • Уровень рабочих групп . Члены групп обсуждают и принимают решения в рамках своих полномочий.

Рядовые сотрудники принимают участие в определении целей компании и обсуждении стимулирующих выплат . Такая форма участия удовлетворяет потребность персонала в причастности, уважении и самоутверждении.

В Швеции принят акт о рабочих-директорах.

субъектный состав — индивидуальные или коллективные; 2) организационный принцип формирования органа — а) паритетность (орган включает равное число представителей сторон); б) отличный от паритетности; 3) кто формирует орган: а) только стороны; б) стороны с участием других субъектов; в) другие субъекты без участия сторон; 4) характер процедуры формирования органа — а) сторонами в соответствии с процедурами, не зависящими друг от друга, из числа представителей сторон; б) по соглашению сторон из числа лиц, не являющихся их представителями; 5) характер процедуры принятия решения органом, сформированным из представителей сторон — а) по соглашению сторон — консенсусом; б) другими способами, отличными от консенсуса.

реорганизации или ликвидации организации; 2) введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников; 3) профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников; 4) по другим вопросам, предусмотренным ТК РФ, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором. Кроме того, представители работников имеют право также вносить по этим вопросам в органы управления организацией соответствующие предложения и участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении.

Ответственность сторон социального партнерства

Подобная практика законодательно поддерживается в ряде государств. Это мо­жет касаться таких аспектов, как режим работы, выбор средств выполнения работы и других; предусматри­вает возможность участия работников образовательных учрежде­ний в управлении ими (ст. 35). Таким образом, переход к рыночной экономике повлек за собой принципиальные изменения системы экономических отношений в целом.

Следствием таких изменений стал новый взгляд на человека как на полноправного участника экономического процесса. При этом формы участия работников в управлении организацией могут существенно варьироваться.