Оглавление:
Глава 8
Представители работников имеют право получать от работодателя информацию по вопросам: реорганизации или ликвидации организации; введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников; профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников; по другим вопросам, предусмотренным настоящим Кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором. Представители работников имеют право также вносить по этим вопросам в органы управления организацией соответствующие предложения и участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении.
Каково участие работников в управлении организацией?
Среди положительных результатов подобной деятельности выделяют:
Экономисты доказали, что практически любой компании необходимо четкое руководство. Исключение составляют лишь некоторые коллективы, которые самоорганизуются и управляются без власти, волей управленческих работников.
Однако таковых лишь единицы.
Таким образом, основными формами участия работников в управлении организацией являются различные советы. Они могут состоять только из представителей трудового коллектива, а могут быть смешанными, когда работники входят в управляющий совет компании.
Стоит сказать, что Российское законодательство по вопросу включения в управление сотрудников находится в стадии разработки.
Развитие законодательства способствует появлению новых форм участия работников в управлении организацией.
Стоит отметить, что передача некоторых полномочий в управлении организацией рядовым работникам мотивирована не всегда.
Такая мера оправдана, если:
- коллектив фирмы имеет желание работать;
- большинство сотрудников располагают богатым опытом работы и имеют высокую квалификацию;
- работники имеют высокий уровень ответственности, они честные и порядочные люди.
Также стоит учитывать коэффициент численности сотрудников.
Целесообразно говорить о включении в руководство работников в крупных и средних фирмах, но никак не мелких.
Участие работников в управлении организацией
Правило № 3.
Руководители среднего звена вовлечены в разработку структур управления. Схемы участия реализуются на разных уровнях организационной структуры.
- Уровень структурного подразделения и всей компании . Сотрудники выступают в качестве представителей коллектива.
- Уровень рабочих групп . Члены групп обсуждают и принимают решения в рамках своих полномочий.
Рядовые сотрудники принимают участие в определении целей компании и обсуждении стимулирующих выплат . Такая форма участия удовлетворяет потребность персонала в причастности, уважении и самоутверждении.
В Швеции принят акт о рабочих-директорах.
субъектный состав — индивидуальные или коллективные; 2) организационный принцип формирования органа — а) паритетность (орган включает равное число представителей сторон); б) отличный от паритетности; 3) кто формирует орган: а) только стороны; б) стороны с участием других субъектов; в) другие субъекты без участия сторон; 4) характер процедуры формирования органа — а) сторонами в соответствии с процедурами, не зависящими друг от друга, из числа представителей сторон; б) по соглашению сторон из числа лиц, не являющихся их представителями; 5) характер процедуры принятия решения органом, сформированным из представителей сторон — а) по соглашению сторон — консенсусом; б) другими способами, отличными от консенсуса.
реорганизации или ликвидации организации; 2) введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников; 3) профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников; 4) по другим вопросам, предусмотренным ТК РФ, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором. Кроме того, представители работников имеют право также вносить по этим вопросам в органы управления организацией соответствующие предложения и участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении.
Ответственность сторон социального партнерства
Подобная практика законодательно поддерживается в ряде государств. Это может касаться таких аспектов, как режим работы, выбор средств выполнения работы и других; предусматривает возможность участия работников образовательных учреждений в управлении ими (ст. 35). Таким образом, переход к рыночной экономике повлек за собой принципиальные изменения системы экономических отношений в целом.
Следствием таких изменений стал новый взгляд на человека как на полноправного участника экономического процесса. При этом формы участия работников в управлении организацией могут существенно варьироваться.